Речевая агрессия

21.02.2021

Тема:»Проблема речевой агрессии в педагогическим развитии»

 

Сегодня  педагоги, психологи, все чаще говорят о речевой агрессии- явлении, затронувшем многие сферы жизнедеятельности современного общества и все чаще отмечаемом в речи воспитателей детских садов, играющих во дворе малышей и наблюдающих за ними родителей.

     Грубый, неуправляемый, настырный , агрессивный –такие нелестные эпитеты часто встречаются в описаниях речевого повеления современных дошкольников. Речевая агрессия , которую в самом общем виде можно определить как грубое, оскорбительное, обидное общение, воплощается в оскорблениях угрозах, грубых требованиях и отказах, обвинениях и насмешках; более скрыто, косвенно- в жалобах, клевете, сплетнях. При этом необходимо подчеркнуть, что употребление ребенком ругательства- далеко не всегда демонстрация  агрессии слова; часто это просто подражание некультурной манере общения взрослых или своеобразная словесная  игра , соревнование «кто кого передразнит»». Кроме того, необходимо  различать агрессивное речевое поведение ребенка- ситуативные вспышки грубости (дразнилки, обзывательства, визг, нытье) и агрессивность- общую склонность к проявлению агрессии, в том числе вербальной. Которая постепенно становится устойчивой чертой личности. Как показывают наблюденья за речью детей, большинство из них в этом возрасте демонстрируют очевидность склонность к речевой агрессии.

     Могут ли родители, воспитатели эффективно контролировать агрессию слова, своевременно предотвращая  ее в общении между детьми, избегая в собственной речи и в процессе педобщения? Очевидно, что речевая агрессия является не только недопустимым в этическом отношении, но и просто не ффективным с коммуникативной точки зрения.

     Прежде  всего, необходим самоконтроль родителям , воспитателям над собственным речевым поведением. Часто мы теряя терпение, начинаем раздражаться и возмущаться по поводу недостаточной  сообразительности при рисовании домика или отсутствия ловкости во время завязывания шнурка. А ведь иногда бывает достаточно сохранить выдержку, продолжая говорить с ребенком ровным, спокойным тоном, подбадривая, избегая резких оценок и комментариев( Давай попробуем еще раз, завтра у тебя получится еще лучше,.). Кроме этого, следует отчетливо представлять уровень развития и реальные возможности дошкольника, пытаясь посмотреть  на проблемы газами  дошкольника и почаще вспоминать себя в этом возрасте, когда ступеньки в подъезде казались еще высокими.

     Существуют такие частные приемы контроля над агрессией слова- способы речевого воздействия и эффективного реагирования в конкретных ситуациях.

·        Прямое порицание- самый известный и популярный прием педагогического воздействия в ситуации негативных проявлений со стороны поведения ребенка. С одной стороны, непосредственное словесное воздействие в форме упрека, запрета, требование может иметь прямо противоположный   результат—вызвать у детей ответные грубые отказ, возражение, протест; с другой стороны, иногда это метод  единственно возможная реакция родителя на  однозначно неприемлемые поступки.

·        Игнорирование речевой агрессии, нежелательных действий ребенка, если они не несут непосредственной угрозы ему и окружающим, предполагает, что взрослый не  реагирует на грубость, делает вид, что не замечает ее, демонстрируя внешнюю незаинтересованность.Хочу такой сайт

·        Переключение внимания. Иногда следует попытаться изменить враждебное настроение ребенка или отвлечь его от выполнения нежелательных действий. Основные способы переключения внимания: предложение игрушки, перевод разговора на другую тему, неожиданный вопрос, необычное задание, интересная игра.

·        Метод проецирования положительных качеств и поведенческих реакций. Зная « сильные» стороны личности ребенка, взрослый в определенной ситуации актуализирует эти качества или выражает провокационное сомнение, намеренно задевая самолюбие ребенка, бросая ему вызов. Например:  Ты же умная, терпеливая, способная девочка! Неужели это Миша говорит? И т.д

·        Привлечение « союзников». Заручиться реальной или воображаемой поддержкой окружающих из числа родственников, знакомых или просто оказавшихся рядом людей как групповой поддержки. Например : « Не кричи пожалуйста, -на тебя и так уже смотрят! И т.д

·        Апелляция к жалости- при оценке конфликтной ситуации акцентировать внимание не на проступке или  его агрессивных высказываниях, а на собственном эмоциональном состоянии(огорчение, дискомфорт, стыд). Например: Ты мне делаешь больно! Твои слова меня очень огорчили.

·        Самонаказание- предложить ребенку самому придумать себе наказание за проступок, как бы передоверить ему собственную карательную функцию. Например: « Ты же  любишь справедливость во всем. Вот и придумай себе наказание за …; Как бы ты поступил сам с человеком, сделавшим то-то..?»

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 21.02.2021

Дата обновления: 21.02.2021

Дата публикации: 21.02.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 20.09.2022.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 953-039-56-88

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».