Речевая агрессия
21.02.2021
Тема:»Проблема
речевой агрессии в педагогическим развитии»
Сегодня
педагоги, психологи, все чаще говорят о речевой агрессии- явлении,
затронувшем многие сферы жизнедеятельности современного общества и все чаще
отмечаемом в речи воспитателей детских садов, играющих во дворе малышей и
наблюдающих за ними родителей.
Грубый,
неуправляемый, настырный , агрессивный –такие нелестные эпитеты часто
встречаются в описаниях речевого повеления современных дошкольников. Речевая
агрессия , которую в самом общем виде можно определить как грубое,
оскорбительное, обидное общение, воплощается в оскорблениях угрозах, грубых
требованиях и отказах, обвинениях и насмешках; более скрыто, косвенно- в
жалобах, клевете, сплетнях. При этом необходимо подчеркнуть, что употребление
ребенком ругательства- далеко не всегда демонстрация агрессии слова; часто это просто подражание
некультурной манере общения взрослых или своеобразная словесная игра , соревнование «кто кого передразнит»».
Кроме того, необходимо различать
агрессивное речевое поведение ребенка- ситуативные вспышки грубости (дразнилки,
обзывательства, визг, нытье) и агрессивность- общую склонность к проявлению
агрессии, в том числе вербальной. Которая постепенно становится устойчивой
чертой личности. Как показывают наблюденья за речью детей, большинство из них в
этом возрасте демонстрируют очевидность склонность к речевой агрессии.
Могут ли
родители, воспитатели эффективно контролировать агрессию слова, своевременно
предотвращая ее в общении между детьми,
избегая в собственной речи и в процессе педобщения? Очевидно, что речевая
агрессия является не только недопустимым в этическом отношении, но и просто не
ффективным с коммуникативной точки зрения.
Прежде всего, необходим самоконтроль родителям ,
воспитателям над собственным речевым поведением. Часто мы теряя терпение,
начинаем раздражаться и возмущаться по поводу недостаточной сообразительности при рисовании домика или
отсутствия ловкости во время завязывания шнурка. А ведь иногда бывает
достаточно сохранить выдержку, продолжая говорить с ребенком ровным, спокойным
тоном, подбадривая, избегая резких оценок и комментариев( Давай попробуем еще
раз, завтра у тебя получится еще лучше,.). Кроме этого, следует отчетливо
представлять уровень развития и реальные возможности дошкольника, пытаясь
посмотреть на проблемы газами дошкольника и почаще вспоминать себя в этом
возрасте, когда ступеньки в подъезде казались еще высокими.
Существуют
такие частные приемы контроля над агрессией слова- способы речевого воздействия
и эффективного реагирования в конкретных ситуациях.
·
Прямое порицание- самый известный и популярный прием педагогического воздействия в
ситуации негативных проявлений со стороны поведения ребенка. С одной стороны,
непосредственное словесное воздействие в форме упрека, запрета, требование
может иметь прямо противоположный
результат—вызвать у детей ответные грубые отказ, возражение, протест; с
другой стороны, иногда это метод
единственно возможная реакция родителя на однозначно неприемлемые поступки.
·
Игнорирование речевой агрессии, нежелательных действий ребенка, если они не несут
непосредственной угрозы ему и окружающим, предполагает, что взрослый не реагирует на грубость, делает вид, что не
замечает ее, демонстрируя внешнюю незаинтересованность.
·
Переключение внимания. Иногда следует попытаться изменить враждебное
настроение ребенка или отвлечь его от выполнения нежелательных действий.
Основные способы переключения внимания: предложение игрушки, перевод разговора
на другую тему, неожиданный вопрос, необычное задание, интересная игра.
·
Метод проецирования положительных качеств и
поведенческих реакций. Зная « сильные» стороны личности
ребенка, взрослый в определенной ситуации актуализирует эти качества или
выражает провокационное сомнение, намеренно задевая самолюбие ребенка, бросая
ему вызов. Например: Ты же умная,
терпеливая, способная девочка! Неужели это Миша говорит? И т.д
·
Привлечение « союзников». Заручиться реальной или воображаемой поддержкой
окружающих из числа родственников, знакомых или просто оказавшихся рядом людей
как групповой поддержки. Например : « Не кричи пожалуйста, -на тебя и так уже
смотрят! И т.д
·
Апелляция к жалости- при оценке конфликтной ситуации акцентировать внимание не на
проступке или его агрессивных
высказываниях, а на собственном эмоциональном состоянии(огорчение, дискомфорт,
стыд). Например: Ты мне делаешь больно! Твои слова меня очень огорчили.
·
Самонаказание-
предложить ребенку самому придумать себе наказание за проступок, как бы
передоверить ему собственную карательную функцию. Например: « Ты же любишь справедливость во всем. Вот и придумай
себе наказание за …; Как бы ты поступил сам с человеком, сделавшим то-то..?»
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 21.02.2021
Дата обновления: 21.02.2021
Дата публикации: 21.02.2021